Блог библиотеки лицея №1 г.Зеленодольска открыт в рамках Международной программы чтения «Расул Гамзатов — певец добра и человечности» и посвящен юбилею — 90 - летию со дня рождения поэта

вторник, 10 декабря 2013 г.

Щедрые дары музея

Эту замечательную библиотечку искусствоведческих изданий получили в дар все библиотекари после экскурсии в Дагестанском музее изобразительных искусств. Каждая из этих книг посвящена отдельному проекту или разделу музейной экспозиции, или творчеству того или иного художника, скульптора, мастера-ювелира. А все вместе даже после беглого просмотра дают представление о богатейшей и очень разнообразной коллекции Дагестанского музея им. П.С.Гамзатовой.
Названия этих книг уже говорят сами за себя, но всё же кратко остановлюсь на каждой из них.

Дагестан глазами русских художников второй половины XIX — ХХ вв. в собрании ДМИИ имени П.С. Гамзатовой \Проект, сост., вступит. ст. С.Р. Гамзатовой. - Махачкала, 2013. - 132 с., цв. репрод.
Редкий альбом. В нём раскрывается творчество очень многих российских художников, чьи судьбы пересекались с историей Дагестана. Надо сказать, что «тягу к Кавказу» испытывали не только поэты и писатели. Картины художников 19 века И.Ф.Александровского, Г.Г.Гагарина, И.Н.Занковского, Ф.А.Рубо, Н.Е.Сверчкова, других, а также советских живописцев — Е.Е.Лансере, Р.М.Мазеля, В.Е.Цигаля, Г.П.Августовича, Г.П.Конопацкой и многих-многих других — раскрывают неповторимый образ Дагестана через великолепную природу и душевное богатство талантливого народа, населяющего республику. Во вступительной статье к изданию директор музея С.Р. Гамзатова говорит также о вкладе этих художников в развитие дагестанской художественной школы.

Двум художникам из этого каталога — Рувиму Мазелю и Францу Рубо — посвящены отдельная выставка и целый раздел в экспозиции музея.

Рувим Мазель в Дагестане \Проект, сост. С.Р. Гамзатовой. - Махачкала: Лотос, 2012. - 38 с., цв. репрод.
Известный русский художник Р.М.Мазель (1890-1967) — одно из самых ярких имен в художественной коллекции ДМИИ им. П.С.Гамзатовой. В книге представлена информация о работах художника, которые хранятся в фондах этого музея, а также Государственного музея искусства народов Востока (Москва), которые выполнены во время его поездок по Дагестану в 30-х годах прошлого века. «Яркие, точные в деталях и вместе с тем поэтические работы» - так говорит С.Гамзатова о картинах Р.Мазеля.

Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо: Каталог историко-художественного выставочного проекта , посвященного 120-летию первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» и 155-летию ее автора — художника Франца Рубо. - Махачкала, 2012. - 119 с., фотоил., репрод.
Кавказской панораме Ф.Рубо посвящен предыдущий пост. Но должна сказать, что книга представляет собой очень полное (в плане текстовой и изобразительной информации) и потому ценное издание, в котором впервые собраны и систематизированы разрозненные сведения по этой теме: хронологическая таблица жизни и деятельности художника, исторические тексты о сражении, описание панорамы, ее история, фотографии, репродукции картин «кавказск
ого цикла» Рубо и очерки о каждой картине. Многие фото и репродукции публикуются впервые. Текст каталога содержит множество документов и архив сведений, впервые введенных в научный оборот. Воссозданы и уточнены многие цифры, факты, даты, восполнено большое количество исторических пробелов. Имеется приложение, в котором даются полный каталог работ, список фотографий и библиография. Бесценное издание!

Гейбатов Гейбат Нурахмедович. Скульптура: Монографический очерк к 75-летию со дня рождения \Авт. З.А. Гейбатова-Шолохова. - Махачкала, 2008. - 80 с., фотоил.
Творчество дагестанского скульптора Гейбата Гейбатова — народного художника Дагестана и России, члена Союза художников России, автора более 80-ти монументальных произведений в Махачкале и других городах и селениях республики — остается и сегодня до конца неисследованным. Это первый монографический очерк о нем. Г.Гейбатов — автор многочисленных монументов, памятников, надгробий, мемориальных досок. В приложении к монографии представлены библиография о жизни и творчестве скульптора, список наиболее значительных произведений монументального искусства, отдельно выделена станковая скульптура, перечень зарубежных и ведущих выставок СССР и России, в которых принимал участие Г.Гейбатов. Основную же часть издания составляют фотографии скульптурных работ художника.

Расул Алиханов (1922-2000). Ювелирное искусство: Каталог выставки, посвященной 85-летию со дня рождения мастера \Сост., вступ. ст. М.М. Мамаева. - Махачкала, 2008. - 32 с. фотоил.
Творчество Расула Алиханова — ярчайшая страница в истории ювелирного искусства Дагестана и России.

У кубачинцев нынешней весною 
Я наблюдал, как тонко и хитро 
Вплетает мастер кружево резное 
В черненое литое серебро.

Стекло очков вооружает зренье, 
Нетороплива чуткая рука. 
В глазах — любовь, а в сердце — вдохновенье,
Крылатое, как в небе облака...

По свидетельству дочери поэта С.Р. Гамзатовой стихотворение «В Кубачи» Расул Гамзатов посвятил Расулу Алиханову. Именно он определял художественную направленность кубачинского ювелирного искусства во второй половине ХХ века.
Иллюстрации из книги
 

Удивительные по красоте изделия, про которые иначе, как произведения искусства, не скажешь, выполнял этот мастер. Он прошел путь от рядового чеканщика, до художественного руководителя и зав. производством художественной артели «Художник». А потом перешел в «рядовые» мастера, чтобы целиком посвятить себя художественному творчеству. 

Магомед Джамалудинов. Ювелирное искусство: Каталог персональной выставки, посвященной 80-летию мастера \Проект С.Гамзатовой; Вступит. ст. Д. Дагировой. - Махачкала, 2009. - 30 с.. фотоил.
Другим крупным центром народных художественных промыслов уже более трехсот лет является селение Гоцатль Хунзахского района Дагестана. Здесь широко было развито изготовление традиционных женских украшений из серебра, инкрустированных полудрагоценными камнями и цветным стеклом.

Магомед Джамалудинов — потомственный, в одиннадцатом поколении (!) мастер-ювелир, который плодотворно развивает и продолжает традиции аварского художественного серебра. 
Иллюстрации из книги
 

О М. Джамалудинове говорят, что он - «вечный экспериментатор». Беря за основу изделия традиционно дагестанскую форму — кубачинский браслет, гоцатлинский кувшин — в плане декоративного решения мастер подходит смело, новаторски, используя элементы различных художественных стилей: барокко, рококо, модерна. Во всем виден индивидуальный подход и авторский почерк.

Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой \Сост., вступит. ст. А.И. Магомедовой. - Махачкала, 2009. - 82 с., фотоил.
Здесь звери в зарослях с людьми сплелися 
В союзе чуждом, спутаны шелками, 
И синих лун серпы, мерцая в выси, 
Застыли в пляске с белыми звездами...
(Стефан Георге. Ковер)

Еще Геродот и Плиний-старший в своих трудах упоминали о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Ковровые изделия сопровождали горского человека в течение всей жизни: специальными накидками покрывали люльку с младенцем, ковры давали в приданое невесте, намазлыки применялись при совершении молитвы, в погребальном обряде до сих пор ковры — необходимый атрибут. В жилище жителя гор ковры приносили цвет и красоту, придавали яркость медной посуде, подчеркивали красоту резного дерева и керамики.
Богатая история дагестанского ковроделия широко представлена в коллекции ковровых изделий и тканей ДМИИ им. П.С.Гамзатовой. Коллекция формировалась на протяжении многих десятилетий и постоянно пополняется за счет покупок у населения и этнографических экспедиций.

Вышивка шелком и золотом: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой и частных коллекций \Сост., вступит. ст. А.И. Магомедовой. - Махачкала, 2011. - 48 с., фотоил.
Ковроделие и ткачество были самыми распространенными женскими ремеслами в Дагестане. Но и вышивка — украшение одежды, предметов, изготовление тесьмы, кистей, бахромы — также занимала важное место среди художественных ремесел. Детали костюма, чехлы на подушки, украшения на коня, т.д. - всё это служило многим поколениям дагестанцев, сопровождая самые значительные явления в жизни горца.
Шелковая вышивка и золотное шитье дагестанских мастериц — уникальное явление художественной жизни и неотъемлемая часть материальной культуры Дагестана. Коллекция этих замечательных работ, которые продолжают сегодня восхищать и удивлять своей оригинальностью и красотой, также представлена на стендах музея. В вышивке, как и в горской архитектуре, резном дереве и камне, ковровых изделиях, ювелирном искусстве воплотились природный талант, вкус и мастерство народа.

Дагестанский музей изобразительных искусств. - М.: Союзрекламкультура, 1988. - 12 с., ил.
А эта брошюра знакомит и дает в целом представление о богатой коллекции ДМИИ им. П.С.Гамзатовой, которая берет начало в далеких теперь 20-х годах прошлого века и продолжает пополняться сегодня.

Знакомство с этими интересными изданиями дало также представление о том, какую огромную работу проводят сотрудники музея. Они находятся в постоянном поиске, когда разрабатывают и осуществляют самые разнообразные проекты, позволяющие очень глубоко, полно и интересно рассказать об истории тех или иных экспонатов, картин, о творчестве художников, чьи работы здесь представлены. Сразу задаешься вопросом, а в каких направлениях работают в нашем музее...

А еще очень приятно было услышать о сотрудничестве с другими музеями. Принимая альбом о творчестве Народного художника Российской Федерации и Татарстана Баки Урманче, Айшат Исбагиевна сказала: «А знаете, наши сотрудники участвовали в конференции, посвященной творчеству Баки Урманче».
На всех уровнях дружим: библиотекари с библиотекарями, писатели с писателями, сотрудники музеев с другими музеями... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий