Эту
замечательную библиотечку искусствоведческих
изданий получили в дар все библиотекари
после экскурсии в Дагестанском музее
изобразительных искусств. Каждая из
этих книг посвящена отдельному проекту
или разделу музейной экспозиции, или
творчеству того или иного художника,
скульптора, мастера-ювелира. А все вместе
даже после беглого просмотра дают
представление о богатейшей и очень
разнообразной коллекции Дагестанского
музея им. П.С.Гамзатовой.
Названия
этих книг уже говорят сами за себя, но
всё же кратко остановлюсь на каждой из
них.
![]() |
Дагестан глазами русских художников второй половины XIX — ХХ вв. в собрании ДМИИ имени П.С. Гамзатовой \Проект, сост., вступит. ст. С.Р. Гамзатовой. - Махачкала, 2013. - 132 с., цв. репрод. |
Редкий
альбом. В нём раскрывается творчество
очень многих российских художников,
чьи судьбы пересекались с историей
Дагестана. Надо сказать, что «тягу к
Кавказу» испытывали не только поэты и
писатели. Картины художников 19 века
И.Ф.Александровского, Г.Г.Гагарина,
И.Н.Занковского, Ф.А.Рубо, Н.Е.Сверчкова,
других, а также советских живописцев —
Е.Е.Лансере, Р.М.Мазеля, В.Е.Цигаля,
Г.П.Августовича, Г.П.Конопацкой и
многих-многих других — раскрывают
неповторимый образ Дагестана через
великолепную природу и душевное богатство
талантливого народа, населяющего
республику. Во вступительной статье к
изданию директор музея С.Р. Гамзатова
говорит также о вкладе этих художников
в развитие дагестанской художественной
школы.
Двум
художникам из этого каталога — Рувиму
Мазелю и Францу Рубо — посвящены
отдельная выставка и целый раздел в
экспозиции музея.
![]() |
Рувим Мазель в Дагестане \Проект, сост. С.Р. Гамзатовой. - Махачкала: Лотос, 2012. - 38 с., цв. репрод. |
Известный
русский художник Р.М.Мазель (1890-1967) —
одно из самых ярких имен в художественной
коллекции ДМИИ им. П.С.Гамзатовой. В
книге представлена информация о работах
художника, которые хранятся в фондах
этого музея, а также Государственного
музея искусства народов Востока (Москва),
которые выполнены во время его поездок
по Дагестану в 30-х годах прошлого века.
«Яркие, точные в деталях и вместе с тем
поэтические работы» - так говорит
С.Гамзатова о картинах Р.Мазеля.
Кавказской
панораме Ф.Рубо посвящен предыдущий пост. Но должна сказать, что книга
представляет собой очень полное (в плане
текстовой и изобразительной информации)
и потому ценное издание, в котором
впервые собраны и систематизированы
разрозненные сведения по этой теме:
хронологическая таблица жизни и
деятельности художника, исторические
тексты о сражении, описание панорамы,
ее история, фотографии, репродукции
картин «кавказск
![]() |
Гейбатов Гейбат Нурахмедович. Скульптура: Монографический очерк к 75-летию со дня рождения \Авт. З.А. Гейбатова-Шолохова. - Махачкала, 2008. - 80 с., фотоил. |
Творчество
дагестанского скульптора Гейбата
Гейбатова — народного художника
Дагестана и России, члена Союза художников
России, автора более 80-ти монументальных
произведений в Махачкале и других
городах и селениях республики — остается
и сегодня до конца неисследованным. Это
первый монографический очерк о нем.
Г.Гейбатов — автор многочисленных
монументов, памятников, надгробий,
мемориальных досок. В приложении к
монографии представлены библиография
о жизни и творчестве скульптора, список
наиболее значительных произведений
монументального искусства, отдельно
выделена станковая скульптура, перечень
зарубежных и ведущих выставок СССР и
России, в которых принимал участие
Г.Гейбатов. Основную же часть издания
составляют фотографии скульптурных
работ художника.
![]() |
Расул Алиханов (1922-2000). Ювелирное искусство: Каталог выставки, посвященной 85-летию со дня рождения мастера \Сост., вступ. ст. М.М. Мамаева. - Махачкала, 2008. - 32 с. фотоил. |
Творчество
Расула Алиханова — ярчайшая страница
в истории ювелирного искусства Дагестана
и России.
У
кубачинцев нынешней весною
Я наблюдал, как тонко и хитро
Вплетает мастер
кружево резное
В
черненое литое серебро.
Стекло
очков вооружает зренье,
Нетороплива
чуткая рука.
В
глазах — любовь, а в сердце — вдохновенье,
Крылатое, как в небе облака...
По свидетельству дочери поэта С.Р.
Гамзатовой стихотворение «В
Кубачи» Расул Гамзатов посвятил Расулу
Алиханову. Именно он определял
художественную направленность
кубачинского ювелирного искусства во
второй половине ХХ века.
![]() |
Иллюстрации из книги |
Удивительные
по красоте изделия, про которые иначе,
как произведения искусства, не скажешь,
выполнял этот мастер. Он прошел путь от
рядового чеканщика, до художественного
руководителя и зав. производством
художественной артели «Художник». А
потом перешел в «рядовые» мастера, чтобы
целиком посвятить себя художественному
творчеству.
![]() |
Магомед Джамалудинов. Ювелирное искусство: Каталог персональной выставки, посвященной 80-летию мастера \Проект С.Гамзатовой; Вступит. ст. Д. Дагировой. - Махачкала, 2009. - 30 с.. фотоил. |
Другим
крупным центром народных художественных
промыслов уже более трехсот лет является
селение Гоцатль Хунзахского района
Дагестана. Здесь широко было развито
изготовление традиционных женских
украшений из серебра, инкрустированных
полудрагоценными камнями и цветным
стеклом.
Магомед
Джамалудинов — потомственный, в
одиннадцатом поколении (!) мастер-ювелир,
который плодотворно развивает и
продолжает традиции аварского
художественного серебра.
![]() |
Иллюстрации из книги |
О М. Джамалудинове говорят,
что он - «вечный экспериментатор». Беря
за основу изделия традиционно дагестанскую
форму — кубачинский браслет, гоцатлинский
кувшин — в плане декоративного решения
мастер подходит смело, новаторски, используя
элементы различных художественных
стилей: барокко, рококо, модерна. Во всем
виден индивидуальный подход и авторский
почерк.
![]() |
Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой \Сост., вступит. ст. А.И. Магомедовой. - Махачкала, 2009. - 82 с., фотоил. |
Здесь
звери в зарослях с людьми сплелися
В союзе чуждом, спутаны шелками,
И синих лун серпы, мерцая
в выси,
Застыли в пляске с
белыми звездами...
(Стефан
Георге. Ковер)
Еще
Геродот и Плиний-старший в своих трудах
упоминали о применении ковровых изделий
у народов Кавказа. Ковровые изделия
сопровождали горского человека в течение
всей жизни: специальными накидками
покрывали люльку с младенцем, ковры
давали в приданое невесте, намазлыки
применялись при совершении молитвы, в
погребальном обряде до сих пор ковры —
необходимый атрибут. В жилище жителя
гор ковры приносили цвет и красоту,
придавали яркость медной посуде,
подчеркивали красоту резного дерева и
керамики.
Богатая
история дагестанского ковроделия широко
представлена в коллекции ковровых
изделий и тканей ДМИИ им. П.С.Гамзатовой.
Коллекция формировалась на протяжении
многих десятилетий и постоянно пополняется
за счет покупок у населения и этнографических
экспедиций.
![]() |
Вышивка шелком и золотом: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой и частных коллекций \Сост., вступит. ст. А.И. Магомедовой. - Махачкала, 2011. - 48 с., фотоил. |
Ковроделие
и ткачество были самыми распространенными
женскими ремеслами в Дагестане. Но и
вышивка — украшение одежды, предметов,
изготовление тесьмы, кистей, бахромы —
также занимала важное место среди
художественных ремесел. Детали костюма,
чехлы на подушки, украшения на коня,
т.д. - всё это служило многим поколениям
дагестанцев, сопровождая самые
значительные явления в жизни горца.
Шелковая
вышивка и золотное шитье дагестанских
мастериц — уникальное явление
художественной жизни и неотъемлемая
часть материальной культуры Дагестана.
Коллекция этих замечательных работ,
которые продолжают сегодня восхищать
и удивлять своей оригинальностью и
красотой, также представлена на стендах
музея. В вышивке, как и в горской
архитектуре, резном дереве и камне,
ковровых изделиях, ювелирном искусстве
воплотились природный талант, вкус и
мастерство народа.
![]() |
Дагестанский музей изобразительных искусств. - М.: Союзрекламкультура, 1988. - 12 с., ил. |
А
эта брошюра знакомит и дает в целом
представление о богатой коллекции ДМИИ
им. П.С.Гамзатовой, которая берет начало
в далеких теперь 20-х годах прошлого века
и продолжает пополняться сегодня.
Знакомство
с этими интересными изданиями дало
также представление о том, какую огромную
работу проводят сотрудники музея. Они
находятся в постоянном поиске, когда
разрабатывают и осуществляют самые
разнообразные проекты, позволяющие
очень глубоко, полно и интересно
рассказать об истории тех или иных
экспонатов, картин, о творчестве
художников, чьи работы здесь представлены.
Сразу задаешься
вопросом, а в каких направлениях работают
в нашем музее...
А
еще очень приятно было услышать о
сотрудничестве с другими музеями.
Принимая альбом о творчестве Народного
художника Российской Федерации и
Татарстана Баки Урманче, Айшат Исбагиевна
сказала: «А знаете, наши сотрудники
участвовали в конференции, посвященной
творчеству Баки Урманче».
На
всех уровнях дружим: библиотекари с
библиотекарями, писатели с писателями,
сотрудники музеев с другими музеями...
Комментариев нет:
Отправить комментарий